Инжектор - принцип работы и его обслуживание

19.01.2018

Каждый автолюбитель, который стремиться содержать свою машину в порядке, должен хотя бы в общих чертах понимать устройство основных систем в автомобиле. К таким важным для работы элементам относиться и инжектор.

Инжектор – это форсунка системы впрыска топлива, которая располагается в ДВС и выполняет задачу распыления бензина или газа напрямую в цилиндр мотора или через коллектор.

Как работает инжектор

В зависимости от места расположения и устройства форсунки, инжекторы делятся на 2 вида:

  1. Моновпрыска – это одна бензиновая форсунка, которая крепиться непосредственно на впускной коллектор, и распыляет топливо по всем цилиндрам двигателя. Такая система подачи на данный момент считается устаревшей и используется, разве что, в отечественных моделях авто.

Рисунок 1. Моновпрыск

  1. Распределенной системы впрыска – это несколько форсунок, которые подают жидкое топливо каждая в отдельный цилиндр. Их выделяют несколько типов:

    • Прямой – бензин или ДТ подается непосредственно в камеру сгорания двигателя;

    • Одновременный – обеспечивает синхронную работу форсунок с подачей бензина или газа сразу ко всем цилиндрам;

    • Параллельно-попарный – форсунки открываются парами: перед и после впуска. Но такой тип применяется только во время зажигания, в момент полноценной двигательной работы мотора используется фазированный впрыск;

    • Фазированный – каждая форсунка системы открывается непосредственно до впуска.

Рисунок 2. Форсунка распределенного впрыска


Принцип работы инжекторных форсунок

Система работы инжектора зависит от типа форсунки и способа впрыска топлива в двигатель.

  1. Электромагнитная инжекторная форсунка – этот тип обычно применяется в бензиновом двигателе с прямым впрыском. Принцип работы данного элемента основан на электромагнитном клапане с иглой и соплах. В момент работы на клапанную обмотку направляется электроток, режим подачи которого регулируется ЭБУ. Во время работы формируется электромагнитное поле, которое затягивает иглу и дает возможность выйти соплу, в результате чего осуществляется впрыск топлива. Возврат иглы производиться в результате разжимания пружины, после исчезновения электромагнитного поля.

  2. Электрогидравлическая – разработана специально для дизельных моторов. Работает за счет камеры управления, дросселей впуска и слива,а  так же клапана электромагнитного тока. Их функционирование обеспечивается за счет разницы давления ДТ на поршень и топлива на форсунку. Когда клапан обесточивается, игла инжектора прилегает к седлу, и наоборот. Клапан ЭБУ открывается вместе со сливным дросселем. Через последний ДТ заполняет трубы топливной системы. Давление ДТ на поршень уменьшается, и игла подымается, осуществляя подачу топлива.

  3. Пьезоэлектрическая – наиболее современная  дизельная форсунка. В ее основе лежит пьезокристалл, иглы форсунок, толкатель и клапан. Тут та же система, что и в электрогидравлике: кристалл, давящий на толкатель, удлиняется с помощью электротока, клапан переключателя открывается, и ДТ попадает в топливную магистраль. Когда давление снижается, игла подымается вверх, и производится впрыск.

Промывка инжектора

Характерными признаками необходимости промывки инжектора является увеличение потребления топлива, снижение мощности мотора и  перепады во время холостого хода. Засорение форсунок происходит по многим причинам, но основная – нестабильный состав топлива. Именно продуктами переработки и засоряются стенки инжектора.

Существует несколько способов чистки форсунок:

  • Чистка инжектора присадками. Система подачи топлива отключается, а в саму магистраль к форсункам заливается промывочная жидкость, которая циркулирует и разъедает отложения.

  • Ультразвуковой метод. Форсунки помещается в ультразвуковой аппарат, где они оставляются на определенный период времени в  зависимости от степени загрязнения. После работы с самым инжектором стоит не забыть промыть и впускные клапаны.

Рисунок 3. Ультразвуковая чистка

  • Химическое очищение. К топливной рампе подсоединяется промывочный стенд, который после выработки остатков топливной смеси впрыскивает в систему сольвент (специальный химический состав). Циркулируя по системе, промывочная смесь выводит все осадки и остатки продуктов переработки топлива.  


Ремонт инжектора или его замена?

Специалисты СТО рекомендуют проводить промывку инжектора  каждые 30 тыс.км. пробега. Если же форсунки Вашего авто начали забиваться чаще, а после промывки мощность мотора увеличивается незначительно, Вам следует задуматься о замене. Дело в том, что в процессе чистки многие элементы форсунок так же разъедаются химическими реагентами, и проведение таких процедур 3-4 раза значительно ухудшит функционал элемента впрыска. А это уже повлияет на всю работу системы ДВС.

Процесс замены инжектора

Снятие и установка нового инжектора – очень кропотливый процесс. И дело не в сложности системы, а в том, сколько элементов необходимо снять для того, чтобы добраться к форсункам.

Рисунок 4. Процесс замены инжектора

Последовательность работ:

  1. Производиться демонтаж генераторного ремня, шкива коленвала, распредвала, трамблера, коммутатора и катушки зажигания, топливопровода в комплекте с бензонасосом, ГБЦ, распределителя охлаждающей жидкости, выпускного коллектора, привода акселератора, педали газа, старого инжектора и бензобака.

  2. Устанавливается новый бензобак, собирается топливная магистраль.

  3. Устанавливается ГБЦ в комплекте со всеми сопутствующими датчиками.

  4. Монтируются впускные и выпускные коллекторы (желательно, новые).

  5. Топливная рампа подсоединяется к ГБЦ и форсункам.

  6. Прикручивается ресивер с регуляторами и дроссельным механизмом к форсункам.

  7. Устанавливаются недостающие датчики.

  8. Монтируется педаль газа, модуль зажигания, и системы соединяются.

Вышеописанный процесс весьма долгий и трудоемкий, поэтому, если у  вас в запасе нет минимум 5 часов, а то и суток, лучше передать работы опытным специалистам СТО. А чтобы вы были уверенны в качестве выполненных работ, заполните заявку на нашем сайте, и мы подберем ближайшую автостанцию с ответственными работниками, а вы проведете все процедуры очистки или замены  в удобное для вас назначенное время.